У меня есть хобби — искать и тестировать новые форматы в онлайн-образовании. Скучно вести вебинары год за годом, когда вокруг столько возможностей сделать онлайн-занятия интересными и яркими.
Но сразу скажу важную вещь. Подбор формата — точно не первый шаг, с которого вы начинаете строить ваш будущий онлайн-курс.
С чего начинается выбор формата?
Как ни странно, выбор формата начинается не с форматов:) А с того, что вы:
- изучаете целевую аудиторию. Мы собираемся учить мужчин или женщин? Какого возраста? Чем занимаются эти люди? Много ли у них времени на обучение? Как они привыкли учиться?
- определяем финальный результат. Каких изменений мы хотим достичь после прохождения курса? Хотим научить слушателей вышивать крестиком под водой? Выходить замуж исключительно за миллиардеров?
- прописываем шаги, с помощью которых студент достигнет этих изменений. Что студент должен сделать и узнать, чтобы получить профессию? Освоить новый навык?
- выбираем подход, который мы будем использовать в курсе. Будем мы учить людей в группах или индивидуально? Сначала расскажем теорию? Или сразу сосредоточимся на практике?
Только ответив на эти вопросы, можно подобрать формат, с помощью которого мы будете решать учебные задачи и вести слушателей курса к ослепительным результатам.
Какие бывают форматы?
Есть очень много классификаций форматов в онлайн-образовании. Предложу ту, которой пользуюсь сама.
Мне нравится изречение Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
В соответствии с этим изречением, я предлагаю делить форматы на:
А) Теорию
- я говорю, ты слушаешь (сюда относятся любые форматы, где эксперт передает информацию, а студент ее воспринимает и запоминает)
- я делаю, ты смотришь (здесь эксперт не рассказывает, как нужно, а показывает на практике. Но студент при этом остается пассивным наблюдателем).
Б) Практику
- ты делаешь, я корректирую (в этом случае студент создает что-то сам, а преподаватель корректирует в процессе работы)
- ты делаешь сам, я проверяю результат (здесь преподаватель корректирует уже результат работы, а не ее процесс).
Давайте посмотрим, какие форматы могут быть в каждой из этих рубрик.
«Я говорю, ты слушаешь»
В этой группе будут форматы, с помощью которых мы передаем информацию студенту.
- видео (вебинар, запись вебинара, видеоурок)
- анимация (в виде скрайбинга или мультфильма). Мне очень нравится канал “Арзамас”, создатели которого делают обучающие видео в формате анимации.
- аудиоуроки (аудиолекции, аудиокниги, подкасты). Например, на «Яндекс. Музыке» можно найти много интересных подкастов в разделе «Наука и образование».
- тексты (книги, статьи, лонгриды). В данном случае мы «говорим» со студентом с помощью текста.
- визуальный материал (инфографика, интеллект-карта (их можно делать с помощью Miro), слайды.
«Я делаю, ты смотришь»
В этой группе будут всевозможные форматы, которые позволяют нам демонстрировать студенту, как выполнять то или иное действие.
Это может быть видео с действиями эксперта. Скринкаст (запись экрана), виртуальная доска (Khan Academy), демонстрация экрана в реальном времени.
«Ты делаешь, я корректирую»
В этой группе форматы, которые позволяют давать обратную связь на действия в момент, когда они совершаются.
- мастермайнд-группы, мозговые штурмы, мастер-классы (все это можно проводить в Zoom)
- спарринги (например, в формате дискуссии двоих учащихся, где преподаватель выступает рефери и дает комментарии по ходу упражнения)
- интерактивные видео
- игры, викторины, квизы (те, где участник сразу получает обратную связь и понимает, что он сделал правильно, а где ошибся)
- чат-боты
- тренажеры (диалоговые, видеотренажеры, на запоминание). Здесь обратная связь дается автоматически, без участия эксперта
- виртуальная и дополненная реальность (самые дорогие форматы из списка).
«Ты делаешь сам, я проверяю результат»
В этой группе форматы, которые позволяют студенту действовать самостоятельно и показывать эксперту только финальный результат.
- групповые проекты (например, когда студенты выполняют проект во время обучения и защищают его на дипломе)
- совместная работа с документами или интерактивной доской.
Как видите, в онлайн-образовании достаточно форматов, чтобы организовать и качественные занятия по теории, и интересную практику.
Остается вопрос, с помощью каких инструментов можно провести урок в том или ином формате. О нем и поговорим.
Недорогие и бесплатные инструменты для онлайн-обучения
Чтобы реализовать многие форматы, потребуется большой бюджет. Например, чтобы записать качественное видео, понадобятся студия, профессиональная камера, выставленный свет, услуги видеооператора.
Но!
Можно добиться отличного результата и с минимальным бюджетом.
Приведу в пример 9 сервисов, которые можно использовать для создания разных форматов онлайн-уроков:
9 сервисов и конструкторов для создания обучения разных форматов:
- Zoom (видео с экспертом, скринкасты)
- Canva (создание несложной анимации, презентации)
- Объясняшки для iPad (скрайбинг)
- Prezi (презентации)
- Tilda (лонгриды)
- Vengage (инфографика)
- 4study (чат-боты)
- Learning.apps (тренажеры)
- Anchor (подкасты).
Секретный ингредиент для работы с форматами
Среди ваших студентов обязательно будут:
- визуалы, которым хорошо подойдут слайды и видео
- аудиалы, которые оценят подкасты и видео
- кинестетики, которым нужен материал для распечатки
- дигиталы, которые нуждаются в графиках, схемах и картах.
Как использовать эту информацию и что делать, если на курсе собрались студенты разных модальностей?
Вариант 1. Самый простой. Вы можете создавать контент для преобладающей модальности (скорее всего, это будет видео).
Вариант 2. Можно создать индивидуальные образовательные траектории, чтобы студент сам выбирал, как ему удобно учиться.
Вариант 3. Дублируйте информацию в разных форматах. Например, сделайте аудиодорожку для вебинара, чтобы студент мог ее слушать во время прогулки. Сделайте конспект вебинара с основной информацией и предложите тем, у кого нет времени на просмотр ролика. И ваш курс станет интереснее, а студенты счастливее.