Как выбрать платформу для корпоративного дистанционного обучения?

Что такое LMS?
Платформа дистанционного обучения (или система управления обучением, английский аналог — learning management system, LMS) — это программное приложение, которое решает такие задачи:
- Создание единой базы электронных курсов и учебных материалов. И это не просто набор файлов (как в файлообменнике), а система, которая назначает учащимся нужное им обучение
- Управление доступом к электронным курсам: можем открыть или закрыть курсы для пользователей, ограничить время обучения, разрешить изучение следующего курса, если успешно завершен предыдущий
- Контроль обучения: можем приглашать, напоминать или просить повторно пройти курс, если результат обучения не был успешным.
- Оценка результатов обучения: для этого мы получаем статистику посещения курсов, успешности тестирования и другие показатели для анализа.
- Оценка качества учебного контента: например, анализ качества подготовленных тестовых вопросов.
Это значит, что, используя LMS, мы можем делать дистанционное обучение в компании более системной историей.
Можно ли обойтись без такого инструмента в корпоративном обучении? Если вы средняя или крупная компания с численностью более 1 тыс. сотрудников, — скорее всего, нет. Почти невозможно управлять дистанционным обучением большого числа пользователей без автоматизации. А чтобы внедрить автоматизацию, вам понадобится LMS.
Как выбрать платформу для дистанционного обучения?
Давайте представим ситуацию. Компания поняла, что ей нужна LMS. Вопрос: какую платформу выбрать? Предложений на рынке много, и все они предлагают плюс-минус одинаковые возможности:
- Элементы курса (SCORM, глоссарий, ресурс, задание, wiki, урок, форум, тесты).
- Тесты различных типов (множественный выбор, да/нет, короткий ответ, числовой, соответствие, случайный вопрос, вложенный ответ и другие).
- Возможности для коммуникации во время обучения (обмен файлами, рассылки, форум, чат, обмен сообщениями, комментарии).
- Управление сайтом дистанционного обучения (настройка темы, языкового пакета, добавление и настройка нужных модулей).
- Управление пользователями и авторизация (вопросы безопасности и предоставления прав администраторам, преподавателям, студентам).
- Управление электронными курсами (возможность создать, редактировать, обучать на курсе, закрыть или удалить курс и историю обучения на нем).
- Аналитика (подготовка и выгрузка отчетов в заданном формате).
Чтобы определиться с выбором, рекомендую составить список задач, которые LMS должна решать. А дальше задать вопросы разработчикам, чтобы выяснить, насколько то или иное решение подходит под ваши потребности.
Важно определиться:
- планирует компания использовать сетевые учетные записи или локальные. Если сетевые, то, с каким источником будет проходить их синхронизация (Active Directory/LDAP или ERP-система, другое?)
- пользователи будут обучаться только в локальной сети компании или LMS должна быть «открыта» через интернет и на мобильных устройствах. Если используются сетевые учетные записи пользователей, дать доступ к курсам сотрудникам вне локальной сети может не разрешить служба информационной безопасности.
- как будут синхронизироваться данные пользователей с кадровой системой. Есть ли возможность для синхронизации, например, модуль «Оргсхема компании» в LMS, для ввода штатного расписания и подчиненности на платформе дистанционного обучения?
- предлагает ли LMS решения для очного обучения, оценки персонала и формирования/управления кадровым резервом
- нужно ли компании решать задачи геймификации, построения рейтинговой системы, внутрикорпоративного соревнования? Есть ли такие модули в LMS, которую выбирает компания?
Примеры (удачные и не очень) выбора LMS
Компания А: автомобильный бизнес (продажа автомобилей и их послепродажное обслуживание в нескольких городах). Около 1000 сотрудников. Запланировано использование сетевых учетных записей пользователей. LMS будет использоваться только в локальной сети.
Компания выбрала платформу Moodle. Обучение проходят все новые сотрудники, а также периодическое обучение front-персонал. Возможностей бесплатной LMS вполне хватает для решения всех задач дистанционного обучения компании. Выбор удачен.
Компания Б: интернет-маркетинг. Около 1000 сотрудников. Предпочтение очным тренингам (особенно часто этот формат обучения используют в call-центре). Решили внедрить LMS, но задачи, которые она должна решать, не определили.
Выбрали платформу Teachbase. Приобретение хорошей платформы не решило проблемы. В компании не разрабатывалась система обучения и LMS «повисла в воздухе»: подготовленные курсы сотрудники не проходили. Выбор платформы не решил задач обучения.
Компания В: энергетический сектор. Более 8000 сотрудников. Не у всех сотрудников есть автоматизированное рабочее место (а значит, не у всех есть учетная запись в Active Directory), но доступ к дистанционным курсам должны были получить все сотрудники.
Компания выбрала платформу Moodle. Через некоторое время после развертывания платформы возникли вопросы автоматизации других HR-процессов (подбор персонала, оценка, формирование кадрового резерва). Кроме того, без модуля для синхронизации учетных данных с кадровой системой компании не было возможности получать отчеты по ее подразделениям. LMS позволяла выгрузить один общий отчет о прохождении курса, например, 5000 пользователей. При этом руководитель отдельного подразделения не мог получить отчет о результатах обучения на курсе его подчиненными. Через год после развертывания платформы встал вопрос о поиске альтернативной LMS, а также о дорогостоящем переносе данных о проведенном обучении на новую платформу. Пример неудачного решения LMS-выбора.
Завершим рекомендациями по подготовке компании к выбору платформы дистанционного обучения:
- Понимаем и формулируем задачи, которые должна решить LMS в компании.
- Помним об информационной безопасности и ограничениям, связанным с ее требованиями.
- Планируем этапы внедрения платформы с учетом принятой в компании системы обучения.
- Смотрим на LMS шире, чем на инструмент дистанционного обучения: учитываем возможности автоматизации всех (или части HR-процессов).
- Формулируем для себя критерии успешного внедрения LMS (как мы определим, что выбор был успешным?).
Развитие систем управления обучения идет быстрыми темпами и связано как с развитием новых языков программирования, так и новых форматов дистанционного обучения. Но подход к выбору LMS «от задач» компании позволит избежать очевидных промахов на старте ее внедрения.