2025-02-06

Как выбрать платформу для корпоративного дистанционного обучения?

Советы, как выбрать LMS, которая будет работать на учебные результаты.
Как выбрать платформу для корпоративного дистанционного обучения?

Что такое LMS?

Платформа дистанционного обучения (или система управления обучением, английский аналог — learning management system, LMS) — это программное приложение, которое решает такие задачи:

  • Создание единой базы электронных курсов и учебных материалов. И это не просто набор файлов (как в файлообменнике), а система, которая назначает учащимся нужное им обучение
  • Управление доступом к электронным курсам: можем открыть или закрыть курсы для пользователей, ограничить время обучения, разрешить изучение следующего курса, если успешно завершен предыдущий
  • Контроль обучения: можем приглашать, напоминать или просить повторно пройти курс, если результат обучения не был успешным.
  • Оценка результатов обучения: для этого мы получаем статистику посещения курсов, успешности тестирования и другие показатели для анализа.
  • Оценка качества учебного контента: например, анализ качества подготовленных тестовых вопросов.

Это значит, что, используя LMS, мы можем делать дистанционное обучение в компании более системной историей. 

Можно ли обойтись без такого инструмента в корпоративном обучении? Если вы средняя или крупная компания с численностью более 1 тыс. сотрудников, — скорее всего, нет. Почти невозможно управлять дистанционным обучением большого числа пользователей без автоматизации. А чтобы внедрить автоматизацию, вам понадобится LMS. 

Как выбрать платформу для дистанционного обучения?

Давайте представим ситуацию. Компания поняла, что ей нужна LMS. Вопрос: какую платформу выбрать? Предложений на рынке много, и все они предлагают плюс-минус одинаковые возможности:

  • Элементы курса (SCORM, глоссарий, ресурс, задание, wiki, урок, форум, тесты).
  • Тесты различных типов (множественный выбор, да/нет, короткий ответ, числовой, соответствие, случайный вопрос, вложенный ответ и другие).
  • Возможности для коммуникации во время обучения (обмен файлами, рассылки, форум, чат, обмен сообщениями, комментарии).
  • Управление сайтом дистанционного обучения (настройка темы, языкового пакета, добавление и настройка нужных модулей).
  • Управление пользователями и авторизация (вопросы безопасности и предоставления прав администраторам, преподавателям, студентам).
  • Управление электронными курсами (возможность создать, редактировать, обучать на курсе, закрыть или удалить курс и историю обучения на нем).
  • Аналитика (подготовка и выгрузка отчетов в заданном формате).

Чтобы определиться с выбором, рекомендую составить список задач, которые LMS должна решать. А дальше задать вопросы разработчикам, чтобы выяснить, насколько то или иное решение подходит под ваши потребности. 

Важно определиться:

  • планирует компания использовать сетевые учетные записи или локальные. Если сетевые, то, с каким источником будет проходить их синхронизация (Active Directory/LDAP или ERP-система, другое?)
  • пользователи будут обучаться только в локальной сети компании или LMS должна быть «открыта» через интернет и на мобильных устройствах. Если используются сетевые учетные записи пользователей, дать доступ к курсам сотрудникам вне локальной сети может не разрешить служба информационной безопасности.
  • как будут синхронизироваться данные пользователей с кадровой системой. Есть ли возможность для синхронизации, например, модуль «Оргсхема компании» в LMS, для ввода штатного расписания и подчиненности на платформе дистанционного обучения?
  • предлагает ли LMS решения для очного обучения, оценки персонала и формирования/управления кадровым резервом
  • нужно ли компании решать задачи геймификации, построения рейтинговой системы, внутрикорпоративного соревнования? Есть ли такие модули в LMS, которую выбирает компания?

Примеры (удачные и не очень) выбора LMS

Компания А: автомобильный бизнес (продажа автомобилей и их послепродажное обслуживание в нескольких городах). Около 1000 сотрудников. Запланировано использование сетевых учетных записей пользователей. LMS будет использоваться только в локальной сети.

Компания выбрала платформу Moodle. Обучение проходят все новые сотрудники, а также периодическое обучение front-персонал. Возможностей бесплатной LMS вполне хватает для решения всех задач дистанционного обучения компании. Выбор удачен.

Компания Б: интернет-маркетинг. Около 1000 сотрудников. Предпочтение очным тренингам (особенно часто этот формат обучения используют в call-центре). Решили внедрить LMS, но задачи, которые она должна решать, не определили.

Выбрали платформу Teachbase. Приобретение хорошей платформы не решило проблемы. В компании не разрабатывалась система обучения и LMS «повисла в воздухе»: подготовленные курсы сотрудники не проходили. Выбор платформы не решил задач обучения.

Компания В: энергетический сектор. Более 8000 сотрудников. Не у всех сотрудников есть автоматизированное рабочее место (а значит, не у всех есть учетная запись в Active Directory), но доступ к дистанционным курсам должны были получить все сотрудники.

Компания выбрала платформу Moodle. Через некоторое время после развертывания платформы возникли вопросы автоматизации других HR-процессов (подбор персонала, оценка, формирование кадрового резерва). Кроме того, без модуля для синхронизации учетных данных с кадровой системой компании не было возможности получать отчеты по ее подразделениям. LMS позволяла выгрузить один общий отчет о прохождении курса, например, 5000 пользователей. При этом руководитель отдельного подразделения не мог получить отчет о результатах обучения на курсе его подчиненными. Через год после развертывания платформы встал вопрос о поиске альтернативной LMS, а также о дорогостоящем переносе данных о проведенном обучении на новую платформу. Пример неудачного решения LMS-выбора.

Завершим рекомендациями по подготовке компании к выбору платформы дистанционного обучения:

  • Понимаем и формулируем задачи, которые должна решить LMS в компании.
  • Помним об информационной безопасности и ограничениям, связанным с ее требованиями.
  • Планируем этапы внедрения платформы с учетом принятой в компании системы обучения.
  • Смотрим на LMS шире, чем на инструмент дистанционного обучения: учитываем возможности автоматизации всех (или части HR-процессов).
  • Формулируем для себя критерии успешного внедрения LMS (как мы определим, что выбор был успешным?).

Развитие систем управления обучения идет быстрыми темпами и связано как с развитием новых языков программирования, так и новых форматов дистанционного обучения. Но подход к выбору LMS «от задач» компании позволит избежать очевидных промахов на старте ее внедрения.