Петроградский район — специфическое место, которое можно смело назвать энциклопедией по истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Именно отсюда в петровские времена началось развитие города: здесь жил сам Петр I, и располагались Сенат и коллегии. Объединяющий несколько островов, район удивительным образом сочетает в себе традиции и эклектику, каменные джунгли и парковую зелень, извилистые дворы и возвышенные мансарды.
Разнообразие Петроградки неминуемо сказывается и на особенностях жилья: тесные квартиры-студии примыкают к огромным коммуналкам, которые невозможно расселить, а фешенебельные апартаментами порой соседствуют с клубными местами, где проводит время артистическая молодежь. В ценовых категориях тоже нет золотой середины: либо миллион за темную комнатку под крышей, либо элитный и бизнес-класс по цене с восемью нулями.
Сегодня вторичный рынок жилья в Петроградском районе достаточно активен. Чего только стоят здания, расположенные вдоль главной артерии острова — Каменноостровского проспекта. Пару десятилетий назад дома-исполины Петроградки были известны всем риэлторам и покупателям, находившимся в поиске уникальных предложений. Сегодня о них говорят чуть реже, но объявления о продаже квартир регулярно появляются в каталогах.
Скромное обаяние буржуазии
В чем уникальность домов на Каменноостровском можно узнать из истории развития района. Еще в начале XIX века проспект представлял собой сельский тракт, соединявший Петроградский остров с Каменным. Позднее дорогу замостили, пустили линию конок, и вплоть до начала XX века район оставался городской окраиной, где дешевое жилье соседствовало с фабричными зданиями. Переломным моментом в судьбе Петроградки стала постройка Троицкого моста. Прямое сообщение с центром города взвинтило цены на участки в несколько раз, и постепенно территорию стали обживать зажиточные буржуа.
С притоком капитала началась активная застройка района. Причем новые дома отличались небывалыми по тем временам удобствами: водопроводом, встроенными гаражами, линиями телефонной связи и просторными залами для собрания жильцов. Но что действительно отличало их от представителей уходящей эпохи, так это электрические лифты. Если раньше дорогие апартаменты располагались только на втором этаже, а уровни выше отражали всю иерархию городских сословий, то лифт позволил строить роскошные квартиры и на верхних этажах.
В этот же период стихийная застройка уступила место комплексной. Деятельность акционерных и страховых обществ, активно развивавшихся на волне общего прогресса, была направлена на реализацию крупных проектов. Распространенной стала практика архитектурных конкурсов и публичных торгов на право застройки. Безусловно, бывали и случаи с подкупом, но диктат заказчиков, не всегда отличавшихся утонченным вкусом, понемногу уходил в прошлое.
Дом Лидваля
К моменту покупки дама овдовела и, оставшись одна с восемью детьми, искала надежные способы сбережения капитала. Купить земельный надел ей посоветовал сын Федор Лидваль, выпускник архитектурного факультета. Он же разработал и претворил в жизнь план нового жилого комплекса, а позднее посвятил свое творение матери.
Строительство велось в несколько этапов и было полностью завершено к 1904 году. С точки зрения сложной конфигурации, богато украшенному фасаду и роскошной внутренней отделке дом Лидваля стал ярким образцом стиля северный модерн и настоящей энциклопедией архитектурных и декоративных приемов.
Особый акцент зодчий сделал на организации естественного освещения. Ритм окон, балконов и эркеров был полностью продиктован интерьерными решениями и функциональным назначением помещений. Согласно одной из легенд, к моменту сдачи дома в его решетчатые окна были вставлены стекла с алмазной гранью. Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, что еще больше усиливало впечатление от строения.
В целом, начинание семейства Лидвалей полностью оправдало себя. После открытия Троицкого моста земельный участок стабильно рос в цене, а доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге. Причем жилье было рассчитано на постояльцев разного уровня достатка. Здесь были и скромные четырехкомнатные квартиры, и просторные хоромы, занимавшие несколько этажей.
Но, пожалуй, самой интересной главой в истории здания являются его обитатели. Это были яркие представители Петербурга: архитекторы, художники, композиторы, актеры, ученые. Благодаря их именам дом Лидваля оставался «культурным гнездом» города на протяжении многих десятилетий.
Революция сыграла решающую роль в судьбе дома: роскошные апартаменты разобрали на «коммуналки», частично отдали под трудовую школу и музыкальный отдел, а сам создатель эмигрировал в Швецию, где его талант так и не был признан. В середине 90-х Дом Лидваля вновь ощутил на себе поступь эпохи. Он стал одним из первых объектов, переживших тотальное расселение. Поскольку комплекс до сих пор находится в хорошем состоянии и считается элитным жильем, в нем живут состоятельные петербуржцы и расположены офисы известных фирм.
Дом трех Бенуа
Дом, построенный по заказу Первого Российского страхового общества в 1914 году, занимает целый квартал между Каменноостровским проспектом и Кронверкской улицей. Выполненный в стиле неоклассицизм, он стал одним из лучших творений архитекторов Бенуа.
Этот большой жилой комплекс, рассчитанный на 250 квартир и несколько десятков встроенных гаражей, стал не просто красивым строением, но и предвестником новой, технологичной эпохи. Невероятно, но к моменту сдачи здание было полностью автономно: во дворе располагались своя электростанция, механизированная прачечная, котельная и мусоросжигательная печь. Даже современным петербуржцам остается только позавидовать тому уровню благоустройства и передовым инженерным технологиям, которые были использованы столетие назад.
Безусловно, роскошные 5-7-комнатные апартаменты могли себе позволить только состоятельные горожане: чиновники, предприниматели, деятели культуры и искусства. Об известных представителях творческой интеллигенции сегодня напоминают мемориальные доски, установленные на фасадах здания.
Но советская эпоха нещадно прошлась по дому, превратив его в одну большую коммуналку. После того, как частную собственность национализировали, сюда стали стекаться служащие отдела Советов. В 1926 в квартиру №20 въехал Первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров. Политический деятель провел здесь последние годы жизни, и в некоторых каталогах здание до сих пор носит его имя.
В середине 90-х годов с легкой подачи телевизионщиков Дом трех Бенуа прославился как главное место бандитских сборищ. Дело в том, что кинематографисты «Ленфильма», расположенного неподалеку, облюбовали местные дворы-лабиринты под съемочную площадку и на протяжении нескольких лет использовали их в качестве натуры для криминальных фильмов и сериалов.
Сегодня большую часть дома занимают отдельные квартиры, и их стоимость доходит до 55 миллионов рублей. Коммунальных «муравейников» тоже хватает, но самой большой бедой являются незаконные перепланировки, которых за долгие годы накопилось столько, что они уже не поддаются учету.
Дом с башнями
Ровесником дома Бенуа является еще один исполин Петроградки — Дом с башнями, расположенный на пересечении двух проспектов, Каменноостровского и Большого. Изначально разрешение на застройку участка получил предприимчивый инженер Розенштейн, однако ему не хватило ни опыта, ни знаний, чтобы воплотить в жизнь свой проект. Тогда он пригласил к сотрудничеству другого зодчего Белогруда, на счету которого было несколько интересных построек. Решение оказалось более чем удачным, поскольку получившийся в результате творческого тандема объект стал одной из доминант и символом Петроградской стороны.
Здание пленяет воображение сразу несколькими вещами и, прежде всего, своей необычной архитектурой. Башни, выполненные в стиле средневековых английских замков, декоративные элементы на фоне песочно-желтых стен, асимметрично расположенные окна разных форм и размеров — фасад исполина действительно играет решающую роль в оформлении площади Льва Толстого.
При всей своей живописности дом был построен с повышенным запасом прочности и поражал обывателей последними инженерными новинками. Так, 9-комнатные квартиры оснащались газовыми плитами, калориферами для сушки полотенец, утопленными в пол ванными и встроенными шкафами. Сразу после открытия в здании устроили синематограф.
Примечательно, что до революции закладной на Дом с башнями владел дед актера Андрея Миронова. Позднее, во время частичной реконструкции, нижний этаж был перестроен под театральное помещение, а с 1996 году здесь начал работать театр «Русская антреприза имени А. Миронова».
Сегодня, несмотря на большое количество коммунальных квартир, дом относится к категории элитной недвижимости. Цена одного квадратного метра в зависимости от площади, планировки и состояния квартиры в несколько раз превышает средние показатели по рынку. Впрочем, в некоторых квартирах, предназначенных для расселения, стоимость квадрата может быть и ниже, однако и-за внушительной площади итоговая сумма опять же получается немаленькой — больше 20 миллионов рублей. Впрочем, ни высокие цены, ни разнородный состав обитателей не отпугивают потенциальных покупателей, и жилье в исполине по-прежнему пользуется большим спросом.