осле того, как банки ужесточили требования к заемщикам, россияне стали отказывать себе в крупных покупках и вопреки ожиданиям не пошли в МФО (микрофинансовые организации). Клиентам оказалось проще не искать того, кто даст в долг, а изменить стиль жизни.

МФО vs банк

Небольшой приток физических лиц и индивидуальных предпринимателей не оправдал ожиданий. Хотя банки и начали отказывать в потребительских кредитах и займах мелкому бизнесу, заемщики не спешат брать деньги «где угодно». Оказалось, что общеэкономическая ситуация на рынок МФО почти не влияет.

Скорее всего, тут целый комплекс причин и первая, как ни странно, это рост сознательности. Россияне стали более ответственно подходить к займам, выданным МФО. Вторая причина это разница между финансовыми продуктами. Крупную сумму на длительный срок может дать только банк, если же он отказывает в кредите, то заемщик отказывает себе в покупке.

К тому же процент, предлагаемый МФО, заметно выше, чем у большинства банков. Заемщик производит нехитрые расчеты и понимает, что занимать даже небольшую сумму у МФО менее выгодно, чем более крупную у банка. Для сравнения, если банк выдаст сумму в 30 000 рублей на один год, то полная стоимость кредита составит 38,7%. Если МФО выдаст ту же сумму на тот же срок, то стоимость составит 171,4%.

Так что уход банковских клиентов в МФО это скорее миф, чем реальность. Микрофинансовые организации и банки пересекаются на рынке услуг на 25%, не более. К тому же заемщики банков зачастую более требовательные и рассчитывают получить крупную сумму. Так в одном известном МФО были вынуждены поднять первоначальную сумму с 5000 рублей до 15 000.

Некоторую активность всё же отмечают в некоторых МФО, однако спрос повысился всего на 15%, а сами организации начинают ужесточать требования к заемщикам. Основная цель не выдать больше займов, а выдать тем, кто сможет все вернуть в срок.

А вот тут и кроется основная проблема. На сегодняшний день россияне задолжали различным МФО средства «до зарплаты» в размере 28,4 млрд. рублей, а на потребительские товары – более 30 млрд. рублей.

Впрочем данная ситуация вполне ожидаема. С ростом финансовой грамотности населения многие сознательно отказываются от займов в микрокредитных организациях. Сначала МФО воспринимались как эволюция в отношениях между заемщиком и кредитной организацией. Но как только чувство новизны прошло, стало понятно, что брать деньги взаймы не у банка не так уж выгодно.

Некоторые полагают, что отказ от займов в МФО говорит об оздоровлении финансовой системы и повышении финансовой грамотности граждан. Большую роль тут играют эмоции самого клиента, который вряд ли будет рад получить вместо банковского продукта продукт от МФО, о котором он практически ничего не знает. В любом случае в конечном итоге последнее слово остается за клиентом.

Наряду с банками и МФО в России распространена практика занимать деньги у друзей и родственников. Однако, в нынешней ситуации, когда средняя заработная плата по стране снизилась на 10% в сравнении с прошлым годом, в долг дают все реже. В некоторых организациях существуют кассы взаимопомощи, где можно занять под небольшой процент, но это скорее исключение.

Люди чаще отказывают себе в крупных приобретениях или обращаются в ломбард. Рынок ломбардов существенно увеличился за последний год, почти на 30%.

В результате многие граждане даже прибегают к незначительным махинациям, чтобы получить таки желанный займ. Выросло количество заявок с подозрением на мошенничество, оно превысило 2%. Количество подозрительных заявок выросло на 46%, притом, что общее число заявок сократилось на 30%.