Миллионы магазинов по всему миру принимают бесконтактную оплату по картам, количество транзакций со смартфонов постоянно повышается, по данным MasterCard.

NFC набирает популярность

За прошлый год на 70% выросло количество пользователей использующих бесконтактные платежи, по заявлению представителя MasterCard Europe. Если раньше бесконтактные платежи были связаны с определенной картой, то теперь эта функция доступна и для мобильных телефонов.

Это вполне понятно. Количество смартфонов значительно выросло за последние несколько лет, появляются все новые и новые модели, рынок растет. Интернет используют почти 3 млрд. человек, это почти половина населения нашей планеты. Почти все они используют мобильную связь, а на фоне увеличения продаж смартфонов снижается использование компьютеров.

Увеличилось количество экранов для контакта, которое приходится на одного пользователя. Многие товары теперь продаются через интернет, после оплаты пользователи могут отслеживать перемещение покупки по специальному трекеру и предпочитают делать это также через мобильное устройство.

Кроме всего прочего сейчас активно развиваются биометрические технологии. Они занимаются оптимизацией идентификации пользователей, делают этот процесс быстрее и удобнее не только для человека, но и для финансовой организации. Теперь человек не должен заботиться о запоминании кучи паролей, достаточно доказать, что он это он.

Сейчас Национальная система платежных карт (НСПК) изъявила желание выпустить карту «Мир», которая будет работать по бесконтактному принципу на всей сети банкоматов, входящих в платежную систему «Мир». Нововведение ожидается уже в 2016 году. Развитие новых технологий и доступность бесконтактных платежей уже тесно связаны с мобильной коммерцией и этот факт отрицать нельзя. Для защиты данных самих пользователей будет введен протокол 3D-Secur версии 2.0.

Сейчас активно разрабатывается продуктовая линейка, которая позволит удовлетворить запросы всех банков-участников. Ведь существуют подчас совсем не банковские сервисы, в том числе транспорт, заправочные проекты и т.д., которые необходимо максимально формализовать, облегчить интеграцию в реализации новых проектов.

Для создания синергии с сервис-провайдерами необходимо учесть несколько моментов. Нужно поддержать привычные и безопасные сервисы. Это необходимо в первую очередь для клиентов и без этого дальнейшее развитие не представляется возможным. Кроме того необходима модульность и наличие инновационных элементов. Без этого не получится высокодоходный продукт. И, наконец, самое главное – это защита самих платежей.

На сегодняшний день Сбербанк организовал облачную платформу, которая призвана свести поставщиков и потребителей услуг. Дело в том, что такие онлайн-ритейлы, как Amazon и Alibaba строят единую платежную экосистему, которая объединяет клиентов, посредников и поставщиков. В этом есть большой потенциал, поэтому весной Сбербанк приобрел финтех-стартап с целью использования системы бесконтактных платежей. Это даст возможность клиентам оплачивать и заказывать услуги, а банки смогут использовать функционал для своих приложений. Можно будет расплачиваться через эту систему, копить баллы за посещения и т.д. Сейчас в основном это оплата кафе, кино и ресторанов, но будущее Сбербанк видит именно за ритейлом.

Финансовые потоки и оборот электронных денег будет сокращаться, а доля мобильных платежей непременно будет расти, по мнению самих экспертов Сбербанка.

Альфа-банк в свою очередь уже несколько лет проводит под Нижним Новгородом фестиваль электронной музыки для поддержания продвижения бесконтактных платежей среди молодежи. На территории проведения данного мероприятия запрещены все наличные платежи. Каждому гостю предлагается воспользоваться специальным браслетом с NFC для оплаты напитков, еды и услуг. Также там устанавливается 230 терминалов бесконтактной оплаты и 37 банкоматов с возможностью внесения денежных средств. В прошлом году фестиваль посетили 30 тыс. человек, в этом году уже 40 тыс. Многие гости фестиваля становились клиентами Альфа-банка и заявили о намерении приобрести дебетовую карту.

Сейчас в планах самого банка увеличение линейки продуктов бесконтактных платежей, интеграция с интернет-банком и мобильным банком. Также специалисты банка рассматривают возможность бесконтактной оплаты для корпоративных клиентов. Хотя эксперты уверены, что в будущем банковские карты сохранят свое значение, ведь они подчеркивают статус состоятельных клиентов.

За популяризацию бесконтактных платежей выступает и Примсоцбанк из Владивостока. Он сотрудничает с местным хоккейным клубом «Адмирал», на стадионе которого были установлены терминалы бесконтактной оплаты. Использование системы NFC существенно облегчает приобретение товаров и услуг, а кассиру не надо возиться со сдачей. Любители спорта уже оценили удобство системы и хотят использовать бесконтактные платежи в обычной жизни.

Это преимущество позволяет конкурировать с другими банками и сделать оплату для своих клиентов еще более удобной и быстрой, тем более, что к NFC можно привязать и другие карты. При этом объем затраченных средств не превышает затраты на внедрение обычного нововведения в банке.

В дальнейшем оптимизация продолжится, как для организаций, так и для обычных граждан. Система NFC позволяет убрать зависимость от сим-карт и сделать смартфон многофункциональным устройством.